Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в настоящий момент не видит угроз возникновения в России дефицита топлива, отмечая, что запасы находятся на уровне, близком к 2016 году, сообщил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. ″На розничном рынке цены меняются близко к темпам инфляции. Соблюдается тенденция, которая сложилась на этом рынке - в отдельные периода динамика цен на рынке нефтепродуктов может обгонять инфляцию, в другое время она отстает от инфляции. Но в целом, выдерживается долгосрочный тренд. Что касается оптового рынка, то здесь в среднелетнем измерении цены меняются также примерно близко к инфляции. По бензину они слегка опережают, по дизельному топливу слегка отстают. Но в целом по корзине нефтепродуктов они также находятся в таких прогнозируемых параметрах″, - Голомолзин.
По его данным, произошла смена тенденций на этом рынке – он стал более волатильным: В период более низкого спроса цены существенным образом менялись, в период высокого спроса цены существенным образом росли. Так было в прошлом году, так было в позапрошлом году. В этом году ситуация более устойчивая и цены меняются более плавно на оптовом рынке. Бензин чуть-чуть большими темпами растет, дизельное топливо - меньшими темпами″.
Между тем, по словам замглавы ФАС оптовый рынок нефтепродуктов остается чувствительным к поведению крупных игроков: ″Речь идет о необходимости безусловного соблюдения нефтяными компаниями требований и параметров биржевой торговли, в том числе параметров, которые касаются объемов, которые может продавать компания на рынке, а также параметров равномерности и регулярности проведения торгов. Как только подобного рода требования начинают соблюдаться, это сразу же сказывается на волатильности цен на оптовом рынке нефтепродуктов. Два месяца провели. Месяц назад мы вынуждены были выдать предупреждение для нефтяных компаний "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпромнефть" о необходимости обеспечения соблюдения требований равномерности и регулярности. Предупреждения компаниями были исполнены, что стабилизировало ценовую ситуацию на оптовом рынке нефтепродуктов, сделало ее более устойчивой″.
Также ситуация, по словам Голомолзина, зависит от того, каким образом осуществляются ремонты на НПЗ: ″Вывод в ремонт крупных НПЗ может повлиять на достаточность предложения на внутреннем рынке. В этих случаях мы обеспечиваем требования к нефтяным компаниям, чтобы в период выведения в ремонт заводов было обеспечено достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке. Они могут это сделать, созывая резервы и запасы, могут осуществлять соответствующую закупку у тех компаний, заводы которых находятся в эксплуатации″.
Замглавы ФАС заверил, что ситуация на рынке прогнозируема, она контролируется антимонопольными органами: ″Существующие институты, в том числе мониторинга динамики цен на оптовом и розничном рынке, вопросы, связанные с контролем соблюдения нефтяными компаниями обеспечения запасов топлива, эти параметры постоянно находятся на контроле″.
Между тем, как заявил глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыбников, на биржевых торгах за истекший период 2017 года реализовано 5,4 млн тонн нефтепродуктов: ″Это рост по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 7%. В целом мы сейчас с точки зрения объемов биржевой торговли находимся на уровне, приближающимся к 20% объема поставок на внутренний рынок с точки зрения роли биржи в ценообразовании″.
Новым трендом на рынке стал кратный рост биржевой торговли сжиженным углеводородным газом (СУГ). ″Все основные производители СУГ уже на бирже торгуют -”Роснефть”, ”Газпром газэнергосеть”, ”ЛУКОЙЛ”, ”Сургут”, ”Газпром-нефть”, ”СИБУР”, ”Сургуть нефтегаз”. Сейчас задача выйти на показатели, соответствующие требованиям совместного приказа ФАС и Минэнерго по СУГам, что даст возможность применять биржевой индикатор как настоящий рыночный индикатор, что нужно не только государству, но и самим компаниям.
По словам Рыбникова, сейчас реализуется проект, по которому ”Транснефть” получит статус оператора товарных поставок: ″Осенью мы надеемся этот проект запустить в стадию реализации. Его цель - укорить получение нефтепродуктов, ускорить исполнение биржевых сделок и кратно сократить сроки поставок″.